Морихэй Уэсиба:

Чтобы прийти к высшей правде, нужно непрерывно и всем сердцем добиваться искренности

Будо

В интервью, опубликованном в журнале "Eat-Japan", Лайэм О'Брайан, выдающийся мастер кюдо (японской традиционной стрельбы из лука) дал интересную характеристику будо. Когда его попросили объяснить слово будо, О'Брайан ответил: «Я с трудом воспринимаю термин «боевое искусство» в качестве аналога термину будо.

Будо является отличительно японским, в то время как боевое искусство – нет, и, с общепринятой точки зрения, оно, в основном, ассоциируется с искусствами борьбы и поединка, истоки которых лежат в других культурах. Этот термин был романтизирован фильмами о боевых искусствах. Даже в Японии он используется для перевода слова будо, однако китайские иероглифы будо говорят нам, что оно значит на самом деле. Первый иероглиф, бу, означает «прекращение конфликта», а значение второго, до, - «дорога», «путь» или «дисциплина». Таким образом, будо – это дисциплина прекращения конфликта, путь достижения мира и гармонии через практику дисциплин, которые исторически, по происхождению, являются боевыми. Основная цель будо – не изучение искусств борьбы и поединка, она, скорее, состоит в том, чтобы отдельные личности находили мир в себе и привносили этот мир в свое общество. Я должен уточнить все это, говоря, что «боевые искусства» тоже могут быть таким идеалом личного совершенствования и моральных ценностей, но распространенный взгляд на боевые искусства как на некое кулачное состязание вовсе не отражает того, что представляет собой будо».

В ответ на просьбу рассказать о происхождении будо О'Брайан объясняет: «Исторические истоки практик будо лежат в воинских традициях. Например, кюдо, «путь лука», когда-то был кудзюцу – просто техникой использования лука в качестве оружия. В конце XIX века воинские техники стали видами спорта и путями морального и духовного совершенствования. Например, дзюдзюцу превратилось в дзюдо. Все формы до, традиционные японские практики, в названиях которых есть «дорога» или «путь», делают акцент на развитии личности помимо самой формы. Практика будо – это практика постепенного развития, и как в таковой в ней есть несколько степеней опыта. От будо можно получать удовольствие как от хобби или спорта для развлечения, но по мере того как опыт человека углубляется, более значительными становятся моральные и духовные составляющие. Когда человек стремится к более глубокому уровню формы, это развитие неизбежно».

В «Новогоднем послании» Фудзита-сэнсея за 1991 год (приводится в информационном бюллетене Федерации Айкидо Великобритании) он говорит: «С давних времен существует не одно определение того, что составляет боевое искусство. Согласно одной интерпретации, которая содержится в классических китайских «Хрониках весны и осени», боевое искусство существует просто для того, чтобы остановить борьбу. Интересно отметить, что китайский иероглиф со значением «боевой» (бу) состоит из двух компонентов – «останавливать» и «копьё». Этот несложный пример иллюстрирует смысл того, что raison d'etre (франц. «причина существования» - прим. пер.) боевого искусства – не в соревновании одного с другим, не в преодолении противника в борьбе, а в предотвращении борьбы, в сведении на нет действия неприятельского оружия».

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com